Статьи

Мазинские Эмиры

 

Мазинский эмир Чуфан становится уцмием Кайтака именно в конце XIV начале X века. Свидетельства этому факту содержатся в других независимых источниках. В первую очередь, доказательством вышесказанного служат "Материалы по хронологии Кайтакских уцмиев", опубликованные в книге "Источниковедение средневекового Дагестана [83]. Как показано выше, среди эмиров Кайтака X — XI веков Чуфан (Чулан) не числится. Следовательно, в указанное время Чуфан не становится эмиром (уцмием) Кайтака. Но в том же источнике сказано: "Примерно с 1385 г. упоминается бек-Киши-хан-уцмий, сын Султан Мухам-мад-хан-уцмия — АКАК, т. И, с. 1074-1075. В родословной Кайтакских правителей, список которой датирован Шабаном 1287 г.х. (октябрь или ноябрь 1870 г.), указывается, что Бек-Киши-хан (он же — Уллубуй) имел сына по имени Амир-Шамхал, который стал уцмием после смерти отца; а после Амир-Шамхала будто уцмием стал его сын Султан Ахмад-бек (История происхождения рода уцмиев и Кайтакских беков. — Рукописный фонд Института истори, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, ф. 1, оп. 1, д. 286, л. 41 (на тюрк, языке), 1.61 (русск. пер.). Бек Киши-хан правил примерно с 1385 г., а Султан Ахмед стал уцмием примерно через 200 лет, после 1580 г., т.е. сын первого не мог быть отцом второго. Из-за неясности и неточности сведений имя Амир-Шамхала мы не вносим в список уцмиев. По мнению Р. Магомедова, во второй половине XVI в. попеременно правили Амир-Шамхал и Хасан-Али (Магомедов Р.-М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII — нач. XX вв. Махачкала, 1957, с. 203) [83]. Таким образом, изложенный материал показывает, что с 1380 по 1580 в Кайтаке уцмии как-будто не зафиксированы. Этот провал возник из-за того, что дагестанские историки, особенно в силу идеологических соображений не хотели, чтобы у вершины хронологии родословной Кайтакских уцмиев (эмиров) и других "царственных" династий Дагестана, находились лезгинские тухумы. Я не думаю, что ранее дагестанские историки не знали "Историю Маза" и другие исторические сочинения, касающиеся лезгин. Ведь материалы некоторых из них использовал даже А. Бакиханов! 

Лезгинский род эмира Чуфана (Чубана) заложил начало родословной не только уцмиев Кайтака, но и ханов Кази-Кумуха и кумыкских шамхалов. В "Истории Маза" сказано: В числе эмиров, которых они убили у неверующих, эмир вилайата Кайтак султан Гаданфар Беглец. Сам он был убит, дочери его взяты в плен, а имущество их разграблено. В его вилайате на его престоле, с блеском и спокойствием, пышностью и величавостью уселся затем эмир Чубан, сын султана Алибека. Он — первый, кто уселся в вилайате Кайтак. В нем он построил многочисленные цветущие населенные равнинные (масхула) селения. Обителью своей власти он сделал город (балда), именуемый Крепость (кала) Курайш, расположенный на холме, в ущелье, над рекой, поблизости от большого города, именуемого Зарахка-ран, известного в это время как Кубачи. Он обманом покорил город Куймук (сел. Кумух –– ред.) и его вилайат после того, как заключил договор с куймукскими эмирами, ибо война-обман. В нем он поставил эмиром человека из потомства Аббаса, имя которому Шамхал, по имени его деда… С того времени у жителей Куймука возник обычай давать своим владыкам (малик) это имя в качестве титула. Эти куймукские султаны –– потомки (наел.) того Шамхала, которого эмир Чубан поставил среди них [избрав его] из числа своих близких. Эмир Чубан выдал затем свою благородную дочь за эмира Табасарана, носившего титул масум, ибо у табасаранцев в обычаи титуловать своих владык масум, подобно тому как у жителей Куймука титуловать своего владыку шамхал, как то пошло после того, как его жители приняли ислам из его рук. Сам эмир Чубан также вступил в брак с его дочерью. Затем они оба пробыли в наилучшем положении, полностью верные соглашению, братской дружбе и брачной связи. А было то — упомя-тутое в строках после овладения его предками с применением силы селением Мада — одним из селений города (касаба) Кабала — да одарит Аллах его жителей дарами [81}. Из сказанного следует, что эмир Чубан правил Кайтаком, "поставил из числа своих близких" шамхалом Кумуха, имел родственные связи с Масумом Табасарана, с которым жил в "братской дружбе и брачной связи". Таким образом, шамхалы (ханы) Кази-Кумуха — это отпрыски из тухума эмира Чуфана из Мацар (Маза). Р. Магомедов в "Истории Дагестана" пишет: "В XVI веке феодальные образования Дагестана стали дробиться на мелкие княжества. Наглядным примером этому может служить шамхальство. Когда-то династия шамхалов властвовала почти над всем Дагестаном. К XV веку их власть свелась к территории Кумыкии и Кази-Кумуха. В 1574 году умер последний объединявший все эти земли шамхал Чуфан (Чупан). После него остались пятеро сыновей от первой жены и шестой сын Султан-Мута — от второй жены, кабардинки из рода Анзоровых. Так как этот род не имел княжеского звания, старшие братья лишили Султан-Мута наследства. Султан-Мута ушел в Кабарду, с помощью родственников матери собрал военный отряд и, опираясь на помощь селения Гольбах (вблизи Чирюрта), выступил против братьев, требуя своей доли отцовского наследства. Так Султан-Мута получил в полное владение часть земель шамхала на правом берегу Сулака. Из Гольбаха Султан-Мута вскоре перешел в аул Эндери. Здесь было удобней и по климату, и в военном отношении. Эндери являлся как бы сторожевым пунктом у границ Салатавии, Ауха и Кумыкии и, кроме того, вблизи него проходили торговые пути из Ирана в Крым и на север. С образованием Эндреевского княжества северная Кумыкия отделилась от шамхаль-ства. Ее правитель Султан-Мута был храбрым, воинственным и предприимчивым человеком. О нем сохранилось несколько народных исторических песен. В 1605 году при стычке в Тарках с отрядом Бориса Годунова он был убит. После смерти Султана-Муты Эндреевское княжество перешло к его сыновьям — Айдемиру и Казаналипу. Внуки и правнуки Султан-Мута еще раз разбили земли деда на мелкие уделы и поселились — один в Аксае, другие в Костеке и Казилюрте. Прежнее сильное владение оказалось раздробленным.

Нет комментариев

Добавить комментарий