Статьи

История селения Маза

Еще несколько лет назад на территории Ахтынского района к юго-западу от горы Шалбуздаг (высота 4142 м), между Курушем и Смугулом, в труднодоступном ущелье на правом высоком берегу речки, впадающей в Ахтычай, находилось традиционно крупное лезгинское сел. Маза (Мацар). Отдельные моменты из жизни этого населенного пункта в X–XVII вв., а также фрагменты истории Кайтага, Кумуха и других исторических округов Кавказа освещаются арабоязычным сочинением, условно названным нами «Историей Маза» (Попытка интерпретации данного исторического источника принадлежит автору этих строк.

Данное историческое сочинение дошло до нас в двух редакциях — пространной и краткой. Пространная редакция сохранилась в одном списке. Вместе с тем, однако, в одном же списке сохранилось и другое дагестанское арабоязычное сочинение, условно названное «Историей переселения эмира Чупана Мазинского в Башлы», значительная часть которого дословно совпадает с «Историей Маза», ибо является сжатым изложением соответствующих фрагментов последнего. Таким образом, благодаря «Истории переселения», которую мы даем здесь в качестве приложения, значительная часть текста «Истории Маза» сохранилась фактически в двух списках.

Нам представилось наиболее целесообразным дать в этой части книги текст лишь пространной редакции «Истории Маза» с «Историей переселения эмира Чупана Мазинского в Башлы» в виде приложения. Что же касается краткой редакции «Истории Маза», то ее текст приводится на страницах данной книги отдельно и с самостоятельным приложением.

Текст пространной редакции «Истории Маза» составляет часть сборника, написанного черными чернилами, каламом, на листах (23x32 см) сероватой плотной бумаги европейского производства  XVIII в. Сборник этот, хранящийся ныне у гражданина М. Магомедгаджиева, находился в свое время в личной библиотеке Шамиля (ум. в 1871 г.), имама Дагестана и Чечни, как это видно из следующей записи, заверенной двумя печатями: «Имам Шамуил передал эту книгу» в 1270/1853–54 г. «в качестве вакфа» тем своим потомкам мужского пола, которые будут в состоянии «извлекать [из нее] пользу».

Состав сборника: а) краткие записи (л. 1а–2б, 180б–182а, 183б) религиозного содержания; б) десятый том «Джами ал-усул ли хава-дис ар-расул» (ниже: «Джами ал-усул») автора XII в. Мубарака ибн Мухаммада ибн Абдалкарима аш-Шайбани ал-Джазари (л. 2б–180б); в) «История Маза» (л. 182б–183а); г) неполный текст «Илам ат-тилмиз ан ахкам ан-набиз» (ниже: «Илам ат-тилмиз») (л. 184а–186б) — сочинения, написанного в 1780 г. Абубакром (ум. в 1790 г.), сыном Муавийи, из сел. Аймаки нынешнего Гергебильского района; д) послание дагестанского ученого Мухаммада (ум. в 1717 г.), сына Мусы, из сел. Кудутль (Гергебильский район) Абу-л-Мавахибу ал-Ханбали и ответ ему со стороны последнего (л. 183а).

«Джами ал-усул» переписано в 1141/1729 г. в Голода (См. разд. 4, коммент. 18.) Урдашем, родом, кажется, из сел. Инхо (ал-'.н.хали) (Сел. Инхо (Инхоб; «инховцы» — инхал) расположено в Гумбетовском районе ДагАССР.), сыном Мухаммада, сына Умара. Кем и когда переписано «Илам ат-тилмиз», неизвестно.

Наличный список «Истории Маза» изготовлен разными людьми: начало сочинения и одна из маргиналий — Урдашем из Инхо, а остальная часть — рукой анонимного переписчика «Илам ат-тилмиз». Текст частично огласован и снабжен пояснительными значками.

Начало этого списка «Истории Маза», принадлежащее руке Урдаша, написано, по-видимому, после «Джами ал-усул», т. е. не ранее 1729 г. Остальная часть — возможно, около 1780 г., когда был создан «Илам ат-тилмиз».

Сопоставление текста пространной редакции «Истории Маза» с «Тарих Дагестан» показало, что в прошлом (не ранее рубежа XVII–XVIII вв.) существовал еще один список этой же редакции сочинения, но в несколько более полном варианте, чем дошедший до нас.

В тексте разбираемого источника сел. Маза названо «горным северным селением, расположенным в очень высоких горах Шарвана». Из этого можно заключить, что текст данного сочинения (или по крайней мере часть его) написана жителем  Закавказья. Скорее всего это был выходец с территории нынешней Азербайджанской ССР, который жил ранее XVI в.

В тексте пространной редакции «Истории Маза» сказано, что в 1016/1607–08 г. «в селении Маза... я видел юных мужей из числа» потомков пророка. Затем с возмущением говорится, что эти почтенные, имеющие документы люди были, подобно раятам, обложены в то время, разнообразными повинностями. Следовательно, в начале XVII в. к тексту пространной редакции «Истории Маза» приложил руку человек, настроенный проаристократически.

Сопоставление с независимыми письменными источниками и эпиграфическими материалами показало, что «История Маза» в пространной редакции несет ценную информацию о жизни обитателей Кавказа, прежде всего Восточного, в IX–XVII вв.

К IX в. относится сообщение о прибытии корейшитов в Ширван с целью войны против немусульман современного Дагестана, а также указание, что прибывшие «двинулись на ту сторону» и имели сражения с ее жителями.

К концу X в. относится указание на захват корейшитами сел. Маза.

К XI в. мы предлагаем относить сообщение о разгроме «неверующих» и подчинении мусульманам «вилайата Кайтак». К этому же времени (не позднее XII в.) относится превращение сел. Урцмуцы в «обитель... власти», более известную как Каракорейш.

Из приводимой ниже «Истории Амиркаландара» можно заключить, что окончательное подчинение мусульманами Кумуха, о котором говорится в «Истории Маза», имело место в начале XII в.

Пребывание эмира Чупана, сына султана Алибека, в должности правителя сел. Маза и иных населенных пунктов датируется в данной работе 60-70-ми годами XIV в. Правление же эмира Сураки, сына эмира Чупана, имело место после смерти последнего.

Постройку в равнинной части Кайтага «цветущих» сел мы связываем с эмиром Чупаном, сыном эмира Мухаммада, — правнуком эмира Чупана, сына султана Алибека, и датируем первой половиной XV в.

Походы осевших в Дагестане потомков дядей пророка Мухаммада на Черкесию, о чем упомянуто в пространной редакции «Истории Маза», датируются нами серединой XVI в. 

К самому началу XVII в. относится фиксация в источнике факта утери потомками завоевателей-корейшитов, находившихся в сел. Маза, своих сословных привилегий.

Приведенная здесь хронологическая разбивка событий, описанных более или менее кратко в тексте пространной редакции «Истории Маза», не должна давать оснований для характеристики данного нарративного источника как летописи. Наоборот, «История Маза» — это запись родовых преданий восточнокавказской знати, в которой хронология весьма сильно искажена. Мало того, мы имеем здесь по меньшей мере три такие автономные записи, сведенные затем воедино во второй половине XVI в. на территории Кайтагского уцмийства, где правящая фамилия происходила от мазинских корейшитов — потомков эмира Чупана, сына султана Алибека.

Нет комментариев

Добавить комментарий